Ваш город

Начало пути

Путь от моей мастерской на мрачном чердаке в историческом особняке Аннаполиса к высокотехнологичной фабрике был непростым. Знаете, я всегда любил ручной труд. Иначе почему ученик средней школы стал бы посещать три-четыре урока труда подряд? Свою первую гитару я сделал на спор со своим учителем музыки только для того, чтобы получить послабления. Я получил "пятерку" и в тот момент решил посвятить свою жизнь изготовлению гитар.

Ночами мы часто придумывали и размышляли. Я считал, что сделать одну гитару в месяц — это удача. Закончив гитару, я играл на ней на концерте — это были полевые испытания в прямом смысле. Любое изменение в конструкции преподносило мне очередную порцию опыта и знаний. Кроме этого, я менял что-то, получив отзывы музыкантов, которые тестировали оборудование. Так, за десять лет головка грифа изменилась три раза, несколько раз перечерчивалась форма корпуса, было опробовано несколько конструкций тремоло-систем и проведено множество опытов с разными породами древесины и способов изготовления — все ради получения правильного рецепта.

Помню, я часто зависал на местных концертных площадках, приходя туда за шесть-семь часов до начала выступлений только для того, чтобы подружиться с администраторами групп. Попав за кулисы, я продавал свои гитары знаменитостям. Однажды в десять вечера я заключил сделку. Карлос Сантана, Эл Ди Меола, Говард Лиз и другие знаменитые гитаристы согласились опробовать мою гитару. И вот на каких условиях. Если кто-то сделает заказ, внесет предоплату и после получения инструмента не будет им доволен, то я верну предоплату, даже если не смогу оплатить аренду.

После этого мы поднабрали заказов на 50 с лишним инструментов и изготовили два прототипа. Я закинул их на заднее сиденье машины и поехал вдоль всего восточного побережья, чтобы привлечь внимание дилеров. Потратив уйму времени и проехав много километров, я вернулся с количеством заказов, которых хватило для создания нашей компании. С поддержкой моей жены, опытных помощников, инженеров, адвокатов, ведущих продавцов, артистов, станочников и моих друзей, которые одолжили мне все свои деньги на запуск бизнеса, мы обрели сильную команду.

Мы прошли длинный путь роста нашего производства, штата сотрудников, дистрибьюторской сети и числа выдающихся музыкантов, которые пользуются нашими гитарами. И мы на этом не останавливаемся. В каждом сантиметре любой гитары PRS — десятилетия испытаний, переосмыслений и изменений. Мы продолжаем двигаться за пределы того, что сейчас считается безупречным. Наши эксперты гарантируют непревзойденность технологий, а результат работы наших мастеров не оставит никого равнодушным, поэтому мы не идем на компромиссы. Вот так и началось наше длинное, но насыщенное путешествие. В чем его мораль? Верьте в свои мечты.

- Пол Рид Смит (Paul Reed Smith), 1992 г.

Фото слайдера

Путешествие продолжается

Качество продукции PRS стало "золотым стандартом" в гитарной индустрии, что стало для компании заметным успехом, однако не менее существенной задачей стало поддержание этого стандарта по мере входа PRS на массовый рынок. Рост успешности компании PRS в этом смысле требует постоянной переоценки оборудования, материалов и процессов — с тех пор, как Пол Смит изготовил свою первую гитару на чердаке, главная его цель не изменилась: делать исключительные, волшебные гитары.

Менеджер по продажам и маркетингу Ларри Ури: "С каждым этапом роста производства и объема продукции мы вводим более строгий контроль качества для того, чтобы обеспечивать соблюдение наших высочайших стандартов. Так или иначе, сегодня наш контроль качестве более строг, чем вчера." Некоторые компании строят отношения с общественностью за счет романтических чувств к классическим гитарам 50-60 годов. Однако Пол Смит знает, что для людей, которые в те годы делали эти гитары (как, например, его наставник Тед Маккарти), пиар и романтика были наименее важным делом. Их задачей было делать отличные инструменты, и точка. Делать гитары, звучание которых вдохновляет и помогает расти, надежность которых позволит отыграть тысячу концертов, эстетика которых по праву может считаться искусством. Сделать гитару, которую невозможно выпустить из рук, а пиар и романтика придут сами.

Пол Смит: "Мы не делаем что-то только потому, что так принято. Если в одном процессе наилучший результат дает роботизированная обработка, а в другом ручной труд, то так мы и строим производство. Наши традиции — это побочный продукт нашего качества, ведь наша цель — безупречность. Мы никогда не теряем ее из виду."

Ларри Ури добавляет: "Мы комбинируем автоматизацию и ручной труд. Применение станков на определенных этапах производства дает превосходные результаты, а это позволяет задействовать ручной труд для более кропотливой работы, которую могут выполнить только глаза и руки мастера. Количество ручного труда потрясает посетителей нашей фабрики, при этом не стоит забывать, что станки тоже работают под руководством человека. Так или иначе все проходит через контроль квалифицированного специалиста."

Другими словами, даже в эпоху станков с ЧПУ сущность волшебства PRS все равно сводится к паре рук.

Помимо семьи, друзей и бизнеса, немаловажную роль в жизни Пола Смита играет его музыка — он сочиняет, исполняет, записывается и выступает. Это стоит упомянуть по той причине, что стремление Пола к живой музыке и лучшему звучанию наполняет его непреодолимой страстью к мастерству в работе, которое касается каждого рабочего места на фабрике. Он изучил наш персонал и обнаружил, что около 80% из них — музыканты, многие из них постоянно играют в группах. Джек Хиггинботэм, президент компании PRS: "Эти мастера обладают особым чувством гордости, чувством личной привязанности к инструментам, которые изготавливают. Каждый инструмент они делают как для себя. Для них это что-то очень личное."

Это стремление к качеству касается не только стиля работы сотрудников, но и структуры компании PRS в целом. Пол Смит: "Мы не похожи на другие компании. Каждый наш мастер — это "самоорганизованный отдел контроля качества". Каждый из них имеет большие полномочия в своей области, и если гитара по какой-то причине не соответствует их требованиям, то на основании личного решения мастер выводит ее из производственного цикла. Специалисты постоянно передают гитары друг другу и осматривают их снова и снова — это чем-то похоже на старомодную европейскую гильдию. В стенах фабрики постоянно задается вопрос "приемлемо ли это?". Поэтому контроль качества начинается с рабочего места, и это не просто красивые слова. Это неотделимая и органичная часть производственного процесса, которая затрагивает все этапы — от чертежа и выбора материалов, до сборки и проверки."

За последние 15 лет мы много раз говорили с Полом Смитом, и большинство из разговоров он начинал словами "А знаешь что?", после чего начинал увлеченно рассказывать о чем-нибудь новеньком в гитарном звуке. В последнее время улучшения касались едва заметных изменений в звуке за счет применения другого материала в какой-нибудь небольшой части инструмента. Да, Пол может слышать то, чего многие из нас слышать либо не могут, либо едва замечают. Но что более удивительно, так это то, что сообразительность Пола и его плотная совместная работа с мастерами позволяют преобразовать эти мысли в усовершенствование гитар PRS — вы можете прочувствовать и услышать это сами.

Мой сын Джо — обладатель черного пояса по карате. Я всегда думал, что черный пояс — это последнее достижение, конец пути, но он объяснил мне, что это лишь начало нового пути. Подобное воззрение я ощущаю и в тех, кто изготавливает гитары PRS. В то время как гитаристы и журналисты годами красноречиво рассказывают о безупречной работе наших мастеров, сами мастера ощущают себя лишь на полпути к открытию. Пол объясняет: "Мы еще не дошли, мы все еще движемся, и вряд ли этому есть конец. Это вызов, это то, что заставляет нас приходить на работу каждый день." В те времена, когда Пол делал по одной гитаре, он был погружен в традиции изготовления классических гитар 50-60 годов. Но теперь он поглощен традициями совершенно другой уважаемой компании, причем своей. Он с любовью вспоминает первые дни работы компании, но ностальгия не в приоритете. Лучший способ проявить уважение к тем традициям — смотреть вперед. В компании PRS сегодняшний день всегда уступает место завтрашнему. Пол Смит: "Мне посчастливилось работать в команде с чрезвычайно талантливыми людьми — это не только мастера и музыканты, но и маркетологи, продавцы, программисты, администраторы и многие другие. Здесь все работают с одной целью: гитаристы должны знать, что мы делаем все возможное для того, чтобы нынешние гитары были лучше старых, какими хорошими бы они не были."


Том Уилер
Бывший главный редактор журнала "Guitar Player" и автор книги "The Guitar Book and American Guitars".

Фото слайдера